Богатяновский спуск История
 
Поменяй browser

Пишите по адресу
bsp@math.rsu.ru

ПЛОЩАДЬ СОВЕТОВ

Площадь Нового Базара впервые определилась на плане Ростова в 1845 году, когда территория упраздненной крепости Святого Димитрия Ростовского включается в состав городской территории.

Aктивная застройка площади начинается после Крымской войны (1853 - 55 гг.), когда вновь оживилась торговля и экономическая жизнь города. К концу 1860-х годов площадь уже имела одноэтажную застройку по периметру и два ряда торговых строений вдоль Большого и Среднего проспектов, что зафиксировал план Ростова 1868 года.
Архитектор Марьян Перетяткович
В начале века возникла потребность в новом, более вместительном здании Госбанка. Для составления проекта был приглашен молодой, но уже известный в С.-Петербурге зодчий Марьян Марьянович Перетяткович.
Марьян Перетяткович закончил институт гражданских инженеров, учился в Академии Художеств (1901-1906 гг.) в мастерской Л.Н. Бенуа, за дипломный проект здания для народных собраний получил звание архитектора-художника и право на заграничную поездку. Благодаря ей он увидел города Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии и Голландии. В Россию вернулся полный впечатлений и творческих замыслов.
Последующее десятилетие было временем расцвета его таланта. В начальный период творчества М.М. Перетяткович примыкает к рационалистической ветви модерна, затем обращается к наследию классики и творениям итальянских зодчих. Одновременно с ростовским зданием банка им были спроектированы и возведены крупные общественные сооружения в столицах: в Москве - дом страхового общества "Саламандра" (1908-1909гг.); в С.-Петербурге - банкирский дом Вальвельберга на Невском проспекте (1911-1912гг.), дом городских учреждений (1912-1913 гг.) и пр.
Даже неполный перечень строений, возведенных им в те годы, говорит о творческом напряжении, в котором он работал в это время. В 1912 году М.М. Перетяткович получает звание академика архитектуры и начинает читать в Академии Художеств общий курс градостроительства, в котором рассматривает город как единый организм.
Что заставляет его в такой напряженный период деятельности взяться за проект в южно-русском городе, далеко от столицы? Вероятно, зодчий увидел возможность создать не только интересное архитектурное творение в своей творческой манере, но и возможность практически решить градостроительную задачу в центре быстрорастущего торгового города. В столицах такая возможность ему не представлялась.
Архитектурно-скульптурный парковый комплекс "Львы"
Монументальное здание банка замкнуло торец квартала и организовало восточную сторону площади. Между ним и алтарем пятиглавого храма Александра Невского образовался парадный сквер, который требовал архитектурного оформления. Зодчий не мог не понимать этого изначально. По его замыслу в 1916 году после окончания строительства банка перед главным фасадом на противоположной стороне проспекта был сооружен архитектурно-скульптурный комплекс "Львы". Он стал связующим звеном между зданием Банка и Храмом, организовал парадный вход в сквер. Скульптором комплекса был Я.З. Вейде.
Традиция размещения изваяний львов перед фасадами официальных и дворцовых зданий известна в России с конца XVIII века. Они, соединяя забытую древнерусскую традицию и европейскую, олицетворяли храбрых сильных хранителей незыблемых ценностей. Характерным примером стали львы на пьедесталах перед фасадом Академии наук в Санкт-Петербурге. Во второй половине XIX века подобные изваяния стали появляться в разных городах Российской империи. На Юге России из подобных примеров интересны изваяния львов, украшающие парадные лестницы на Графской пристани в Севастополе и перед фасадом Воронцовского дворца в Алупке.
В Ростове архитектурно-скульптурный комплекс с изваянием львов размещен по композиционной оси главного фасада Банка.
Основой его стал полукруглый фонтан, по углам которого установлены тумбы со львами. Фонтан с трех сторон окружен просторной площадкой на высоком цоколе. К площади она спускается центральной широкой лестницей. С проспекта на площадку ведут два входа. Такой комплекс органично объединял здание Банка в неоклассическом стиле с Храмом в русско-византийском стиле.
Сооружение Садово-паркового комплекса завершилось уже в 1917 году. М.М. Перетятковичу не суждено было увидеть преобразившуюся главную ростовскую площадь. Он умер в мае 1916 года на сорок четвертом году жизни. Здание Ростовской конторы Госбанка стало одним из последних и лучших его творений. Зодчий не мог предполагать, что оно будет играть ведущую роль в дальнейшей судьбе площади.
Судьба площади после 1920 года
В начале 1920 года, несмотря на гражданскую войну и переустройство государственной жизни, здание банка не изменило своего назначения. Спустя пять лет стал меняться образ площади. Храм закрыли, сняли кресты и колокола.
Позднее под церковными сводами разместилась краевая выставка. В 1928 году был утвержден проект возведения здания Дома Советов здесь же, на площади Нового Базара, который предопределил судьбу этого культового здания.
В 1930 году взорвали верхние ярусы храма и звонницы, основания стен разбирали в последующие годы вместе со строительством многоэтажного Дома Советов. В 1936 году, когда коробка здания была возведена, о храме напоминали лишь бетонные львы, обращенные спинами к снесенному алтарю.
Но в изначальном конструктивистском виде Дом Советов существовал недолго. В годы Отечественной войны (1941-1945 гг.) дома, окружающие площадь, были разрушены. Единственным сохранившимся осталось здание Госбанка. В ходе послевоенной реконструкции бывшей площади Нового Базара ей отвели роль главной административной площади центра Ростова. Здание банка стало масштабной мерой восстанавливаемой застройки, оно же определило и стилистику фасадов реконструируемых зданий.
К концу 1950-х годов застройка площади по периметру была восстановлена. По северной стороне возвели комплекс пяти-шестиэтажных административных и жилых зданий (архитекторы В.И. Григор, В.М. Симонович, Е.Е. Григор), по западной стороне - пятиэтажное здание; Маслопрома> (архитекторы А.Н. Александров и В.Н.Разумовский ); семиэтажное здание Дома Советов восстанавливалось по новому проектному варианту (архитекторы В.И. Григор, Е.Е. Григор и др.)
Облик этих зданий выполнили с использованием классицистических форм, господствующих в советской архитектуре послевоенных лет. Набор архитектурных форм был близок к фасаду Госбанка в стиле неоклассицизма начала XX века. В центре площади разбили сквер. Такая композиция существовала до апреля 1972 года.
Тогда в центре площади на месте снесенного храма по настоянию городских и областных властей был сооружен "Монумент Первоконникам", который представляет собой скульптурную группу на массивном постаменте. Его низкохудожественный уровень сразу был отмечен жителями города. Но реальные оценки не могли прозвучать со страниц печати, так как противоречили господствующей идеологической догме. Инициаторами установки сооружения были председатель облисполкома И.А. Бондаренко и автор - народный художник СССР, лауреат Государственной премии Е.В. Вучетич.
Ныне по настойчивым требованиям Союза Казаков с подиума снята "мемориальная доска" с текстом, посвященным "Первоконникам". Общественное мнение города уже склоняется в пользу освобождения площади от низкохудожественного монумента. Звучат мнения за установку на его месте памятного знака в честь снесенного в 1930 году Храма Александра Невского.
В последнее пятилетие площадь стала освобождаться от идеологических лозунгов и символов, которые размещались на парапетах окружающих ее зданий.
Геральдическая скульптурная композиция на аттике Госбанка, измененная в 1950-е годы (двуглавый орел заменен гербом Советского Союза), была восстановлена в изначальном виде на основании исторических фотографий (автор реставрации архитектор СКПД института "Спецпроектреставрация" Ю.Н. Солнышкин).
Так, здание Ростовской конторы Госбанка своим внешним видом вновь стало диктовать необходимость преобразований на площади.

Людмила Волошина
архитектор

 
Площадь Советов

Госбанк
Здание госбанка со стороны Ворошиловского проспекта в послевоенные годы

[Архив]

Поменяй browser
Архитектура Архивные материалы Донское казачество Город и люди Картография Ростова
Краеведение Культура Международные связи Ростов многонациональный