Биографии композиторов

Танеев Сергей Иванович

Танеев Сергей Иванович (1856-1915), российский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель.

В мае 1875 года С.И. Танеев окончил курс по двум специальностям: по фортепиано у Н.Г. Рубинштейна и по композиции у П.И. Чайковского. Он первым в истории Московской консерватории был отмечен высшей наградой - большой золотой медалью. Его имя и сейчас можно видеть на почетной доске возле Малого зала консерватории.

Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, полифоническим мастерством. Феноменальная виртуозность Танеева также отвечала этому напралению. Его тонкие, нервные и сухие руки, так не гармонировавшие с рыхлой и тучной фигурой, способны были творить чудеса, позволяя доводить исполнение до крайней беглости, как в простом движении, двойных нотах и октавах, так и в быстрых аккордовых пассажах.
Произведения: Опера "Орестея" (1894, поставлена в Петербурге в 1895 г.), кантаты "Иоанн Дамаскин" (слова из одноименной поэмы А.Толстого, посвященной памяти Н.Г. Рубинштейна, 1884), "По прочтении псалма" (1915), симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла, романсы.

Был профессором московской консерватории (по кафедре специальной теории композиции), затем некоторое время директором.

Музыкально-теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в т.ч. "Подвижной контрапункт строгого письма" (Лейпциг, 1909).

Труд о контрапункте совершил подлинный переворот в музыкальной наукею То, что до Танеева было набором эмпирических правил, в "Подвижном контрапункте" превращается в стройную, математически организованную систему. Значение танеевского труда для музыкальной теории можно сравнить со значением Периодической системы элементов Менделеева для химии.

Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885-89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

Сергей Иванович занимался преподавательской деятельностью не только в консерватории, но и с частными учениками. Всю свою жизнь он держал только бесплатных учеников, нарушив это правило лишь однажды, осенью 1905 г. Тогда он согласился на получение денег - с тем чтобы средства шли на поддержку семейств бастующих рабочих.
Воспитавший несколько поколений учеников (в общей сложности - около двухсот семидесяти), Танеев определил направление музыкально-теоретического образования на много лет вперед.
Среди его учеников - С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский.
Наибольшей популярностью пользуется его камерная музыка.