Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Симфония (от греч. symphonia созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А.П. Бородин, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и др.) музыке.

Скерцо (итал. scherzo, букв. шутка)

  • в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).
  • Часть сюиты (напр., у И.С. Баха).
  • Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д.Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.
  • С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).

    Созвучие - одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты. Если таких звуков два, то созвучие называется интервалом (гармоническим). Одновременное сочетание 3 и более звуков, отстоящих друг от друга на терцию, образуют аккорд.

    Соната (итал. sonata, от sonare звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.).

    Сонатная форма, наиболее развитая нециклическая форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы контрастное сопоставление различных тем (экспозиция), их мотивное и тональное развитие (разработка), повторение основных тем чаще в главной тональности (реприза). К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода. Сонатная форма может применяться в любой части циклической формы (в сонате чаще в 1-й), а также в одночастных произведениях.

    Соло — эпизод в вокально-симфоническом, хоровом или камерном произведении, исполняемый одним (итальянское solo - единственный, один) певцом или инструменталистом. Такие эпизоды часто бывают поддержаны аккомпанирующими оркестровыми голосами и тем не менее сохраняют сольный характер, т. к. противопоставляются полному ансамблевому звучанию.

    Сурдина (итал. sordino от sordo – "глухой") — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность.

    Сурдина на струнных инструментах

    На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина - небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше.

    Сурдина на духовых инструментах

    У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина - болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы ("груша", "грибок" и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента.

    Сюита (франц. suite, букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллемандры, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И. Чайковский), иногда программные ("Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.