Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Цезура (от латинского caesura – рассечение) — небольшой, еле заметный перерыв (как бы перевод дыхания), отделяющий один отрезок мелодии от другого. Цезуры служат главным средством фразировки: расчленяя мелодию на фразы, они способствуют ясному восприятию музыки. В известной мере цезуры играют в музыке ту же роль, какую в человеческой речи играют знаки препинания. Цезуры обозначаются окончанием лиги, иногда знаком V или запятой над нотной строчкой.

Церковная музыка — музыка христианской церкви: католической (со всеми ее разновидностями) и православной. Известно, что вплоть до XVII в. церковь была средоточием практически всей профессиональной музыкальной деятельности - творческой, научно-теоретической, педагогической и пр. В сфере церковной музыки в разных странах были созданы величайшие произведения, во многих отношениях по сей день непревзойденные. Веками формировавшаяся система богослужения привела к возникновению и развитию связанных в первую очередь со словом специфически условных жанров, важнейшими из которых в католической службе стали гимн, органум, хорал, кондукт, секвенция (в числе наиболее известных - Dies irae, Stabat Mater), мотет (хотя он не был сугубо церковным жанром), кантата, месса, реквием, псалмы, страсти и др.; в православной службе (которая, в отличие от католической, была исключительно вокальной) - стихира, тропарь, кондак, величание, концерт, а впоследствии - литургия и всенощная. Сложными были и "взаимоотношения" церковной и светской музыки: главным здесь все же было взаимное обогащение. Однако начиная с XVIII в., с развитием таких светских жанров, как опера, симфония, соната, многие жанры церковной музыки постепенно утратили свою богослужебную функцию и переходили на концертную эстраду (кантата, месса, реквием, русский духовный концерт, а в XX в. - литургия, заутреня, всенощная и др.).

Циклические формы (от греч. – круг, цикл) — музыкальные формы, объединяющие в едином замысле несколько более или менее самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Важнейшие циклические музыкальные формы — сюита и сонатная форма.

Цимбалы (название его происходит от греческого слова kymbalon - так называли колокольчиковые инструменты) - струнный ударный инструмент. Цимбалы представляют собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которыми натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек и молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру несколько напоминает гусли. Диапазон инструмента:

Цимбалы широко распространены в Венгрии, Румынии, Польше, а также на Украине, в Белоруссии (они составляют основу белорусского народного оркестра).

Цыганский романс - жанр русской бытовой музыки, сложившийся в середине XIX в. и перенявший некоторые специфические черты исполнительской манеры цыган (импровизационную свободу "подачи" мелодико-ритмического рисунка, скандирование отдельных слов, гортанный способ звукоизвлечения, а также преувеличенную чувствительность, манерность и одновременно "лихую удаль"). Преимущественные темы и "сюжеты" цыганского романса - "роковая" любовь, разлука, "хмельное" веселье - нередко проникнуты ощущением грусти, иногда безысходности... Лучшие исполнители цыганского романса (В.В. Панина, Н.В. Плевицкая, Т.С. Церетели, И.Д. Юрьева, Н.С. Киселева (Ляля Черная), В.А. Козин, Н.А. Сличенко, Р.А. Волшанинова, С.А. Тимофеева, В.А. Пономарева и др.) придали этому жанру высокую художественную правдивость и неповторимое обаяние. Нередко яркими исполнителями цыганских романсов являются драматические актеры.