Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Фальцет (происходит от итальянского falso - фальшивый, ложный) - звук особенно высокого регистра мужских голосов с характерной тембровой бескрасочностью; отличается небольшой силой звучания и некоторой искусственностью. Изредка фальцет применяется как выразительный художественный прием.

Фактура (лат. factura – обработка) — совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса и т.п.), образующая технический склад произведения. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами, а также выразительными возможностями и техническими особенностями музыкальных инструментов или голосов.

Фантазия - название музыкальных произведений различного типа, написанных большей частью в свободной форме. В 1-й половине XVIII в. фантазиями назывались широко развитые вступления к фугам (И.С. Бах). Фантазии В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана близки к сонатной форме. В XIX в. были популярны виртуозные фантазии вариационного характера на темы народных песен, опер, романсов (Ф. Лист).

Фермата - знак в нотном письме, указывающий исполнителю на необходимость продления звука, аккорда, паузы. Фермата увеличивает продолжительность звучания (или паузы) примерно в 1 1/2-2 раза. Однако эта величина может колебаться в зависимости от художественных намерений произведения и образного значения данной музыкальной фразы. Графически фермата изображается знаком , который проставляется над нотой, аккордом или паузой; относительно реже фермата ставится под нотой.

Филармония ("филармония" происходит от греческих philos - друг и harmonia - гармония и означает "друг гармонии", т.е. друг, ценитель прекрасного, совершенного искусства) - концертная организация, пропагандирующая классическую и современную музыку среди широкого круга слушателей. Некоторые филармонии кроме музыки занимаются также пропагандой эстрадного искусства, балета, художественного чтения и т.д. В состав филармонии обычно входят крупные исполнительские коллективы (симфонические оркестры, хоры, ансамбли песни и пляски), камерные ансамбли (трио, струнные квартеты) и солисты. Кроме концертов в стационарных помещениях филармонии организуют выездные выступления коллективов и солистов на клубных площадках, фабриках, заводах, в сельской местности. В настоящее время в стране насчитывается свыше 130 филармоний; старейшая из них С.-Петербургская (Ленинградская) - организована в 1921 г.

Финал (итальянское finale - конечный, окончательный) - последняя часть циклического музыкального произведения (симфонии, концерта, квартета, сонаты и т.п.), а также заключительная сцена оперы, балета или отдельного акта. Иногда финалом называют заключительный фрагмент крупного одночастного произведения (напр., финал "Поэмы экстаза" А.Н. Скрябина).

Фольклор (староанглийское folklore - народная мудрость) - устное народное творчество. Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал А.Н. Серов. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша. Основная область музыкального фольклора - народная песня - важнейший источник профессиональной музыки. Отличаясь исключительным богатством и разнообразием жанров (песни обрядовые, сатирические, трудовые, игровые, лирические и др.), народные песни разных стран имеют специфические черты (подголосочная полифония русской народной песни, гармонический склад мелодии немецкой песни, прихотливый ритмический и интонационный склад многих восточных напевов и т.д.). Важную роль в музыкальном быту всех стран играет и танцевальная музыка, также отмеченная многообразием жанров, тембровой и ритмической изобретательностью. Широкое развитие получила музыкальная фольклористика - наука, занимающаяся собиранием и изучением музыкальных богатств, накопленных народом.

Форшлаг (нем. Vorschlag, от vor – "перед" и Schlag – "удар") — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последнего (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный форшлаг.

Короткий форшлаг (acciaccatura)

Обозначается мелкой перечёркнутой нотой. Исполняется, как правило, за счёт длительности основной ноты. Может состоять более чем из одной ноты.

Долгий (длинный) форшлаг (appoggiatura)

Обозначается мелкой неперечёркнутой нотой. Исполняется за счёт длительности основной ноты. Независимо от указанной длительности длинного форшлага, она обычно равна половине длительности основной ноты. В современной музыке практически не используется.

Фуга (от лат. fuga – бег, бегство) — форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Фуга — высшая форма полифонии. Различают Фуги простые (на одну тему) и сложные (на две, три и более тем). Тема в Фуге — обычно выразительная, запоминающаяся краткая мелодия. В процессе развития Фуги первоначальный ее художественный образ обогащается новыми оттенками, хотя лишь в редких случаях это приводит к конкретному переосмыслению. Фуга сформировалась в 17 в. на основе предшествовавших ей полифонических форм (канцоны, ричеркара, мотета) и приобрела особенно большое значение в 1-й половине 18 в. у Баха и Генделя. Образцы фуги у И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д.Д. Шостаковича и др.

Фугато (итал. fugato, буквально – наподобие фуги) — эпизод полифонического склада, похожий на экспозицию (т.е. на начало) фуги. Фугато составляет обычно небольшую часть крупного музыкального произведения (или часть цикла); органично вплетаясь в музыкальную ткань, оно постепенно переходит в музыку гомофонно-гармонического склада. Фугато - как бы начатая и незавершенная фуга, вкрапленная в текст музыкального произведения.

Фугетта (итальянское fughetta - маленькая фуга) - небольшая, несложная фуга . Образцы ее можно встретить в творчестве многих композиторов (Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт, А.К. Лядов и др.).