Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Увертюра (франц. ouverture, от ouvrir – открывать) — оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, оратории, драме и т.п.; также самостоятельное концертное произведение в сонатной форме. Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию, концентрирует его внимание, вводит в эмоциональную сферу спектакля. Как правило, Увертюра передает в обобщенном виде идейный замысел, драматическую коллизию, важнейшие образы или же общий характер, колорит произведения.

Ударные инструменты — группа инструментов, звук из которых извлекается посредством удара молоточка колотушки, палочек и т.д. "Звучащим телом" служит при этом натянутая кожа, металл, дерево. Ударные принято подразделять на инструменты с определенной высотой звука (напр., ксилофон, колокола, литавры, гонг, колокольчики, челеста) и инструменты с неопределенной высотой звука (большой и малый барабаны, бубен, тамбурин, кастаньеты, треугольник, тамтам). Выполняя в основном ритмическую функцию, они, кроме того, создают особый, звуко-шумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру различными колористическими эффектами. Роль ударных исключительно велика в оркестрах различных типов: симфоническом, духовом и особенно джазовом.

Унисон (итал. unisono, от лат. unis – один и sonus – звук) — одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а также одинаковых звуков в различных октавах.