Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Обертоны (нем. Obreton, от ober – верхний и тон) — входящие в состав звука частичные тоны, кроме основного тона; иначе — составляющие сложного звукового колебания, выделенные при его анализе и имеющие более высокие частоты, чем основная составляющая (обладающая наименьшей частотой). Состав обертонов сложного звука определяет его качественную окраску, или тембр.

Одноголосие — мелодический склад музыки, наличие в музыкальном произведении только мелодии. В отличие от гармонического склада музыки, в Одноголосии не образуется созвучий.

Опера (итал. opera, буквально – сочинение, произведение, от лат. opera – труд, изделие) — вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах. Опера соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительные искусства, нередко и хореографию. В Опере находят многообразное воплощение различные формы оперной музыки — номера сольного пения (ария, песня и т.д.), речитативы, ансамбли, хоровые сцены, танцы, оркестровые номера.

Опера-буффа ("шутовская опера") — итал. опера преимущественно на бытовой реалистический сюжет. Возникла в Неаполе в 1-ой половине XVIII в. Ее характерная особенность — сплошное музыкальное развитие, в отличие от французской комической оперы или немецкого зингшпиля, в которых музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами.

Опера-сериа ("серьезная опера") – сложившийся в XVIII в. в Италии жанр большой оперы возвы шенного характера на героико-мифологические, легендарно-исторические и пасторальные сюжеты, отвечавший требованиям и условностям придворно-аристократической эстетики. Характерная особенность — "номерное" строение, т.е. чередование сольных музыкальных номеров, связанных речитативами, при отсутствии или минимальном использовании хора и балета.

Оратория (итал. oratoria, от лат. oro – говорю, молю) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, написанное обычно на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения.

Остинато (итал. ostinato) — многократно повторяющийся подряд мелодический или ритмический оборот.