Словарь терминов

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л]
[М] [Н] [О] [П] [Р] [C] [Т] [У] [Ф] [Х]
[Ц] [Ч] [Э] [Ю] + Список муз. обозначений

Мажор (от лат. major – больший) — лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5, ступени) образуют большое (мажорное) трезвучие. Главенствующее значение мажорного трезвучия в музыке объясняется не только его консонантностью, но и наибольшим соответствием акустической природе звука.

Мазурка (польское mazur) — польский народный танец. Возник у мазуров (этнографическая группа поляков); позднее стал любимым польским танцем. Музыкальный размер 3/4 или 3/8. Мелодии мазурки отличаются острым ритмическим рисунком, часты резкие акценты, переходящие с сильной доли на слабую долю такта. Танцуют парами по кругу.

Мелодия (от греч. – пение, песнь, напев) — художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически и ладово-интанационно. Мелодия в значительной мере определяет гармонию, фактуру, голосоведение, инструментовку произведения.

Менуэт (франц. menuet, от menu – малый, мелкий) — французский танец. Музыкальный размер 3/4. Произошел от народного хороводного танца провинции Пуату. В конце 17 в. стал одним из основных бальных танцев придворных кругов; вошел в оперно-балетные спектакли.

Месса (франц. messe, от позднелат. missa) — многоголосное циклическое произведение на текст католической литургии. В процессе развития Месса приобретала концертный, ораториальный характер, приближаясь по стилю к опере. Похоронная Месса называется Реквиемом.

Метр (франц. metre, от греч. – мера) — порядок чередования опорных и неопорных равнодлительных временных долей; система организаци и музыкального ритма. В ритме выражается соотношение звуков во времени. Метр служит мерилом этих соотношений, создает норму отсчета ритмического движения.

Минор (итал. minore, от лат. minor – меньший) — лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5 ступени) образуют малое (минорное) трезвучие. Минорное трезвучие вместе с мажорным является основой гармонии. Эти трезвучия равноценны в консонантном и ладовом отношении, т.к. состоят из одних и тех же консонирующих интервалов (но в обратном сочетании) и в качестве тоник соответствующего лада имеют равное значение.

Многоголосие — гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением. Часто встречается также смешанный полифонно-гомофонный склад.

Могучая кучка — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х начале 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Название "Могучая кучка" кружку дал его идеолог - критик В.В. Стасов. В "Могучую кучку" входили: М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи и Н.А. Римский-Корсаков. К сер. 70-х гг. "Могучая кучка" как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность "Могучей кучки" стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Мотет франц. motet, от mot слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом. Высшие образцы принадлежат Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И.С. Баху.

Музыкальная форма

  • Комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
  • Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза). Эти принципы часто взаимодействуют.