Биографии композиторов

Скрябин Александр Николаевич

Скрябин Александр Николаевич (1871/72-1915) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог. Один из крупнейших мастеров музыкальной культуры конца XIX - начала XX вв. Яркий и своеобразный мыслитель, Скрябин направил все свои помыслы на переустройство силами музыкального искусства человеческой личности и миропорядка в целом. Творчество Скрябина представляет собой оригинальную художественную систему, в которой волевые порывы, героическая устремленность в неведомые миры ("высшая грандиозность") сочетаются с изысканной, хрупкой одухотворенностью, романтические жанры (поэма, прелюдия, этюд) - с их символистской трактовкой, а средства выразительности от вполне традиционных восходят к неповторимо индивидуальной организации звучания.

Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 (6 января 1872) в дворянской семье. Умер в Москве 14 (27) апреля 1915.

Отец был дипломатом, мать - пианисткой, но она умерла когда мальчику было немногим больше года. Воспитывала его тетушка, Л.А. Скрябина, она же и начала знакомство ребенка с музыкой. Рано проявились его незаурядные способности, в 5 лет он уверенно играл на фортепиано несложные пьесы, с 8-ми - сочиняет музыку, стихи и пьесы для театра. В 1882-89 гг. учился во 2м Моск. Кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Г.Э. Конюса и Н.С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С. И. Танеева, выступал в концертах. В 1888-92 в Московской консерватории по классу фортепьяно у В.И. Сафонова (окончил с золотой медалью).

Как пианист Скрябин отличался необыкновенной тонкостью и одухотворенностью ис полнения. Всю жизнь он концертировал, исполняя почти одни только собств. произведения. Публика неоднозначно относилась к его музыке и довольно скоро разделилась на "скрябинистов" и "антискрябинистов", однако повсюду его выступления вы зывали живейший интерес.

В своих сочинениях Скрябин довольно быстро достигает индивидуального и новаторского стиля.

Сначала это были в основном фортепианные миниатюры (прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, этюды). К сонате для фортепиано #3 "Состояние души" (1898 г.) впервые дан набросок концепции, кот. позже станет стержнем творческих исканий Скрябина. Смысл ее составляет неколебимая вера в преобразующую силу искусства.

Упорные и напряженные поиски продолжаются в 1898-1903 гг. Скрябин преподает фортепиано в Московской консерватории и в музык. Классах Екатерининск. института. Он становится членом Моск. философск. общества, общается с В. Брюсовым, К. Бальмонтом, Вяч. Ивановым, вникает в идеи символистов и утверждается в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир.

В короткий срок он создает ряд симфонических произведений. Впервые удалось Скрябину в совершенстве воплотить замысел и достичь равновесия между новым и традиционным в Третьей симфонии ("Божественная поэма" 190304) и ее "спутнице" сонате #4 для фортепиано.

В 1904 г. Скрябин оставил преподавание и уехал за границу, чтобы давать концерты в Европе и в США (1906-07).
В это время главной целью Скрябина станся создание грандиозной "Мистерии", призванной преобразовать человека и само мироздание. Скрябин упорно изучает философию, учения Востока, марксизм, ведет поиск музыкального языка.
"Мистерия" задумывалась как всеобщее действо, организованное где-то в Индии, в него включаются люди, все искусства, весь мир. Все это возглавляет музыка. Участники действа должны в экстазе достичь воссоединения "мира и духа". Это была мечта о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равным Богу.

Наиболее значит. произведения Скрябина в последующий период - одночастная "Поэма экстаза" (1905-07) и "Прометей" ("Поэма огня" 1909-10). В это время Скрябин придает первостепенное значение воплощению творческого начала и подчеркивает: "Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством". Его музыка - это бесконечный поток, который сносит все установленные традиции и превращает произведение в единый сгусток энергии.

С 1910 г. Скрябин поселился в Москве, близ Арбата, дает концерты, работает над текстом подготовительного варианта "Мистерии" ("Предварительного действа"), создает и показывает друзьям отрывки музыки.
Скоропостижная смерть 14(27) апреля 1915 г. от сепсиса обрывает работу.

Музыка Скрябина стала выражением стремлений "серебряного века" русской культуры к обновлению и свободе.