Биографии композиторов

Рубинштейн Антон Григорьевич

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-94), российский пианист-виртуоз, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат пианиста Н.Г. Рубинштейна. Основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, Санкт-Петербург; ее профессор и директор).

Родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Молдавии) в состоятельной еврейской семье. Семья Рубинштейн по отцовской линии вела свой род из Бессарабии, по материнской (Лёвенштейн) - из Восточной Пруссии. Как купцу первой гильдии отцу Рубинштейна (1807-1847) было разрешено покинуть черту оседлости и вскоре семья поселилаcь в Москве (1832), где он открыл небольшую фабрику. Учился сначала у матери, затем у А.И. Виллуана, ученика Дж. Филда. В девять лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил Обера, Шопена, Листа; последний назвал его наследником своей игры. Концертное турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей (наставники - знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер). По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".

В 1854 году Рубинштейн предпринимает новое концертное путешествие по Европе, имея огромный успех, зиму 1856-1857 проводит в Ницце, где у него возникают мысли о развитии музыкального образования в России. Вернувшись в Петербург, вновь при поддержке Елены Павловны в 1859 музыкант добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр. Вскоре при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором и профессором по классу фортепиано.

С 1867 года - концертная и усиленная композиторская деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений, начиная с XVI столетия и заканчивая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки. В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. Покинув консерваторию, Р. жил как за границей, так и в России.

Скончался в Умер в 1894 в Петергофе. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет.

Обширно и разнообразно по жанрам музыкальное наследие Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая среди них - "Демон"(1871); оратории, симфонии; концерты (выдел. 4-й концерт для фортепиано с оркестром); кам.-инструм. и вокальные сочинения, фортепианные пьесы.

Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году.

Из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй.