Биографии композиторов

Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - выдающийся российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания с ритмической энергией. 4 концерта, "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, Три симфонии (1895-1936), фантазия "Утес" (1893), поэма "Остров мертвых" (1909), "Симфонические танцы" (1940) для оркестра, кантата "Весна" (1902), поэма "Колокола" (1913) для хора и оркестра, оперы "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" (обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мирового пианистического искусства.

Рахманинов Сергей Васильевич родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в Новгородской губернии в имении родителей Онег, недалеко от Новгорода. Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Дед, Аркадий Александрович, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Отец, Василий Аркадьевич, часами мог импровизировать за роялем, но его дарование не получило развития. Музыкальная одаренность С.В. Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери (Любовь Петровна - дочь Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых), затем А.Д. Орнатской, знакомой родителей композитора. Было издано несколько его сочинений.

После продажи Онега и переезда обедневшей семьи в Петербург, осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории в класс В.В. Демянского. и поселяется в семье Трубниковых. Однако, проблемы в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способствуют учению. И три года занятий приносят мало пользы.

Серьезные занятия музыкой начались в Московской консерватории, куда привез мальчика его двоюродный брат А.Н. Зилоти, в ту пору еще очень молодой, но уже известный музыкант. Он поместил Рахманинова в класс Николая Сергеевича Зверева v блестящего педагога, у которого учились и сам Зилоти, и Скрябин, и Игумнов.

Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., знакомится с С.И.Танеевым, В.И. Сафоновым, П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера.

Большие успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В 1888 году Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории. Его преподавателем по фортепиано становится Зилоти. Начинаются занятия по композиции под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского.

В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С. Зверева и находит пристанище в семье Сатиных - Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. З0 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений.

29 мая 1892 года С.В. Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась одноактовая опера "Алеко",которая была поставлена в Большом театре (1893), а позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт. Сезон 1982-93 гг. стал началом артистического пути "свободного художника" Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.

С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте.

Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895-97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит в семействе Скалон, в их нижегородском имении Игнатово.

В это же время Рахманинов приобретает известность как пианист. В 1897 г. С.В. Рахманинов получил приглашение в частную оперу С.И.  Мамонтова на должность второго дирижера. Это было начало его дирижерской деятельности, там он приобрел дирижерскую технику, познакомился с В.  Серовым, К.  Коровиным, Н.И.  Забелой-Врубель, Ф.И. Шаляпиным.

В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна.

Подлинного расцвета творчество Рахманинова достигло в начале XX в. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 в., особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба 1901). Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата "Весна" на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. Симфония  #2 (1907) и Концерт #3 для фортепиано с оркестром (1909), при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно "позитивным" эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма "Остров мертвых" (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина.

В 1904-06 Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его специальностью" были оперы русских композиторов 19 в. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от "Алеко" не получили широкого признания: "Франческа да Римини" на либретто М.И. Чайковского по Данте и "Скупой рыцарь" по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 г. в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, "Монна Ванна" (по одноименной пьесе М. Метерлинка) осталась неоконченной.

В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма "Колокола" на стихи Э.  о для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально- симфоническими фресками позднего Листа.

Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-10-х гг. и малые формы: романсы (в том числе знаменитые "Сирень" на слова Е.А. Бекетовой и "Здесь хорошо" на слова Г. Галиной, 1902, "Маргаритки" на слова И. Северянина, 1916, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий, 1903, 1910, и две тетради "Этюдов-картин", 1911, 1916-17). Его выступления в качестве пианиста закрепили за ним славу одного из лучших пианистов современности.

В конце 1917 года Рахманинов выехал на гастроли в Скандинавию. В 1918 г. он переехал в США. В это время на первый план выступает исполнительская деятельность. Он много играет, изредка выступает в качестве дирижера.

Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк.

В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в течение года им были написаны четвертый концерт и "три русские песни" для хора с оркестром.

Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности.

В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.

В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу.

Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.

28 марта 1943 года С.В. Рахманинова не стало. Он был похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Творчество Рахманинова v замечательного композитора, пианиста и дирижера v представляет собой выдающееся явление мировой музыкальной культуры.

Неповторимые черты его творческой индивидуальности запечатлелись в многочисленных сочинениях. Острота и психологическая насыщенность жизненных конфликтов, бурный протест и романтически приподнятая патетика сочетаются в музыке Рахманинова с поэтически прекрасной лирикой, проникнутой глубоким и сильным чувством. Его сочинениям присущи значительность идейно-художественных замыслов, полнота чувств, богатство реалистически правдивых образов.