Биографии композиторов

Прокофьев Сергей Сергеевич

Прокофьев Сергей Сергеевич (11(23) апреля 1891 - 5 марта 1953) - русский, советский композитор, пианист, дирижер.

Творчество Прокофьева, необычайно богатое по содержанию, соединяет в себе напряженный психологизм и величие эпоса, деятельную энергию и глубину созерцания, утонченную лирику и безудержное веселье. Опираясь на классическое наследие во всей его полноте, композитор осуществил реформаторские преобразования в музык. театре, симфонич. и камерно-инструментальном жанрах, смело обновлял традиционные средства выразительности.

Раннее творчество Прок. близко идеям русского авангарда, позже его музыка обогащается широкой лирической мелодичностью и строгой классичностью формы.

Родился 11(23) апреля 1891 г. на Украине. Первоначальное знакомство с музыкой - дома, в 1902-03 гг. частные уроки Р.М. Глиэра по композиции, первые сочинения.

1904 г. - поступил в Птб. консерваторию. Учится у А.К. Лядова (композиция), Н.А. Римского-Корсакова (инструментовка), А.Н. Есиповой (ф-но). Окончил консерваторию по композиции в 1909, а по ф-но - в 1914 г.

С 1908 - первые концерты с исполнением собственных произведений. Критики начала XX века называли Прокофьева музыкальным футуристом за использование шокирующих средств музыкальной выразительности.

Репутация "музыкального варвара" утвердилась за Прокофьевым после первого исполнения симфонической сюиты "Ала и Лоллий" в 1916 г. в Петрограде.

Опера "Игрок" (1-ая редакция - 1916 г., 2-ая -1927 г.) по роману Ф.М. Достоевского стала опытом музыкальной адаптации прозаического диалога.

В это же время начал формироваться неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества, который стал характерной приметой творчества Прокофьева. Созданы: балет "Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего", пять романсов на сл. А.А. Ахматовой, симфония N1 ("Классическая") и многое другое.

В мае 1918 г. Прокофьев выехал за границу в большое концертное путешествие и вернулся на Родину только годы спустя (есть сведения о 1933 г., но в действительности он вернулся несколько позднее) Живя за границей, Прок. активно гастролировал в Америке, Европе, В Японии, на Кубе. В 1927 г. давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе.

В эти же годы им создано множество произведений - опера "Любовь к трем апельсинам" по сказке К. Гоцци, пять песен без слов для голоса (или скрипки) с фортепиано, концерт N 3 для фортепиано с оркестром и соната для ф-но N5, симфония N2, опера "Огненный ангел", а на материале из оперы "Огненный ангел" - симфония N 3, балет "Стальной скок".

Живя за границей Прокофьев создал несколько произведений по заказам из СССР, в том числе симф. сюиты "Поручик Киже" (для к/ф) и "Египетские ночи" (для спектакля).

Весной 1936 Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды в сезоне 1936/37 и 1938/39. Творческая жизнь Прокофьева между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом "Ромео и Джульетта", который был заказан ему в 1934 дирекцией театра им. Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре

К 20-тилетию Октября была создана кантата на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - своего рода коммунистическая литургия(грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров. По своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы), но впервые ее исполнили (с купюрами) только в 1966 г. Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Прокофьева "Александр Невский" (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму С.М. Эйзенштейна. На 60-летие Сталина Прокофьев написал кантату "Здравица", исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Менее успешной оказалась судьба еще одного приношения Прокофьева на алтарь государственной идеологии оперы "Семен Котко" по роману В.П. Катаева "Я сын трудового народа" на сюжет из истории Гражданской войны на Украине; поставленная в Москве в 1940, опера подверглась резкой критике и вскоре была снята с репертуара.

Музыка к кинофильму "Александр Невский" и кантата на ее основе, опера "Семен Котко", опера "Обручение в монастыре" созданы в предвоенные годы. События ВОВ дали толчок для работы над оперой "Война и мир", кот. стала грандиозной народно-патриотической эпопеей. В годы войны также написаны: балет "Золушка", симфонии NN 5 и 6, сонаты для ф-но, для скрипки и др.

Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба" от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической", "чуждой советскому народу". От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 (опера "Повесть о настоящем человеке", поставлена в Москве в 1960, балет "Сказ о каменном цветке", 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория "На страже мира", 1950, симфония N7, 1952) малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык. Среди немногих исключений два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953), его смерть прошла почти незамеченной.

Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.