Проект "Орфей" - музыкальное образование и культура в сети Интернет.

Модест Мусоргский "ХОВАНЩИНА" -народная музыкальная драма в 3-х действиях

Либретто Модест Мусоргский

ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ

"Мусоргский был реформатор, а участь реформатора никогда не сладка, никогда они не достигают своего скоро и безмятежно", - писал В. Стасов. Может быть потому осознание подлинной художественной ценности оперы "Хованщина" пришло лишь со временем, при жизни же композитора она была встречена весьма сдержанно. Так, музыкальный критик Г. А. Ларош, младший современник М. П. Мусоргского, язвительно писал: "...если б основалось когда-нибудь учреждение с наименованием "Русское Немузыкальное общество" и стало бы давать концерты и заводить школу, то такому учреждению, пожалуй, было бы к лицу исполнять произведения композитора "Бориса Годунова", "Детской", "Хованщины" и так далее; в Музыкальном же обществе этого рода пачкотня производит впечатление более чем странное".

Прошло время. Опера "Хованщина" заняла свое место в истории российской музыкальной культуры. Однако, для того, чтобы понять драматургическую логику этого произведения необходимо знать этот сложный исторический период российской истории, который предшествовал реформам Петра Великого. Это эпоха раскола, краха надежд, неумолимого жестокого, не прогрессивного зарождения нового "рассвета".

Идею создания оперы на исторический сюжет подал М. Мусоргскому В. Стасов. "Мне казалось, пишет Стасов, - что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй, - богатая почва для драмы и оперы". Увлечение темой раскола и стрелецких восстаний XVII века не было для Мусоргского случайным. Интерес к исторической науке во второй половине XIX века получил в России небывалый размах. Крупнейшим событием стал выход 29-ти томной" Истории России с древнейших времен" С. Соловьева. "Перечитываю Соловьева, - пишет Мусоргский в письме к Стасову в сентябре 1873 года, - знакомлюсь с тою эпохою, как знакомился в "Борисе" с зарождением "смутного времени" в бродягах, то есть история - моя ночная подруга, я упиваюсь этим и наслаждаюсь, несмотря на истому и пасмурное утро на службе". В отличие от "Бориса Годунова", "Хованщина" не имела литературного первоисточника. Либретто своей оперы Мусоргский создавал сам.

Наиболее интенсивно композитор работал над оперой в период 1875-1876гг., а также полтора года до своей кончины. Полный клавир он успел закончить, не хватило (по словам Мусоргского) лишь "маленького куска в заключительной сцене самосожжения". После смерти композитора в 1881 году Н. А. Римский-Корсаков завершил последние сцены, отредактировал и оркестровал оперу. Закончив эту работу, он в 1883 году предложил "Хованщину" Мариинскому театру, однако театральный комитет отклонил заявку. Сценическая жизнь "Хованщины" началась в 1886 году, когда петербургский музыкально-драматический кружок поставил ее в зале Кононова на Мойке. Премьера прошла скромно. В 1913 году для парижской постановки М. Равелем и И. Стравинским была создана новая редакция оперы. Полемику вокруг этой постановки начал А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, расценивший это как "акт вандализма". Знаменательным событием стало опубликование в 1931 году клавира, восстановленного по автографам Мусоргского музыковедом и текстологом Павлом Ламмом. В 1959 году в связи с экранизацией оперы "Хованщина" на "Мосфильме", Д. Д. Шостакович создает партитуру в полном согласии с клавиром Ламма. В 1960 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова впервые была использована оркестровка Д. Д. Шостаковича.

ОБ ИСТОРИИ

После царя Алексея Михайловича (царствовал в 1645-1676 годах) на престол сел его старший сын Федор. Еще до смерти царя Федора Алексеевича (царствовал в 1676-1682 годах) шла скрытая и постепенная борьба между двумя близкими к престолу семьями - Милославскими и Нарышкиными. Первые прочили на престол 16-тилетнего Иоанна - хилого и болезненного сына Марии Ильиничны Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича. Вторые поддерживали 9-тилетнего Петра, сына второй жены царя Алексея Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти Федора в 1682 году Земский собор выбрал на престол обоих - Иоанна (Ивана V) и Петра. Однако практически государством правила царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, которая по крови была близка Милославским. Так продолжалось до 1689 года. После смерти Ивана V (1696) государем России стал Петр. В момент междуцарствия Софья хитро и умно использовала недовольство стрельцов, чтобы склонить их на свою сторону. Был пущен слух, что Нарышкины "удушили царевича Ивана", и стрельцы, подогреваемые этой новостью, совершали в Москве страшные убийства. Так начался первый стрелецкий бунт. Возглавляемые князем Хованским стрельцы почувствовали себя полными хозяевами Москве. После окончания мятежа в руках Хованского была сосредоточена вся военная мощь России. Столь сильное влияние Ивана Хованского стало, наконец, угрозой и для власти царевны Софьи. На него был написан донос, и в 1687 году состоялась казнь Ивана Хованского, а также его сына Андрея. Второй стрелецкий бунт в 1689 году подготовила сама Софья против 16-тилетнего Петра. Ее главными сообщниками были князь Голицын и боярин Шакловитый. Голицын был по тем временам блестяще образованным человеком - он знал историю, владел языками, был хорошим дипломатом. Шакловитого отличала безусловная преданность Софье, в придворных интригах против Петра он играл первую роль. В то же время сам Петр создавал "потешную" пехоту в Преображенском селе. Военные игры царя пугали Софью, и она задумала при поддержке стрельцов с этим покончить, о чем стало известно Петру и он жестоко расправился с заговорщиками. Шакловитый был казнен, князь Голицын сослан на вечное поселение (в ссылке он и умер), Софья заточена в Новодевичий монастырь, где в 1698 году была подстрижена в монахини. В 1704 году она скончалась в возрасте 46 лет. Третий стрелецкий бунт 1698 года относится уже к периоду царствования Петра I. Утратив былые привилегии, стрельцы были недовольны новыми порядками военной службы. Установив связь с царевной Софьей в Новодевичьем монастыре, четыре стрелецких полка направились на Москву, чтобы передать престол сыну Петра Алексею, а самого царя, после его возвращения из Европы, убить. Этот стрелецкий мятеж был быстро подавлен правительственными войсками. После массовых казней вместо стрелецких войск Петр I создает гвардию. Раскол русской церкви произошел еще в середине XXVII века и был связан с реформой патриарха Никона. Сущность реформы состояла в согласовании русского церковного обряда и богослужебных книг с обрядами и книгами современной греческой церкви. По инициативе греческих патриархов Собор 1667 года предал анафеме старообрядцев, и тем самым примирение расколовшихся партий православной церкви стало невозможно. Подвергаясь гонениям и жестоким преследованиям, раскольники уходили в далекие скиты, где проповедовали свое учение. Выражением крайнего отчаяния раскольников были "гари" (самосожжения), распространившиеся в XVII веке по всей России. Среди стрельцов было много приверженцев раскола. И Иван Хованский, и Софья были сторонниками старых порядков. Когда возник стрелецкий бунт, они могли смело опираться на раскольников, считая их своими союзниками. Вместе со стрельцами репрессиям подвергались и раскольники. Их главных проповедников казнили или высылали в отдаленные монастыри. Все большее распространение получили массовые самосожжения.

ИСТОРИЯ В ОПЕРЕ МУСОРГСКОГО

М. П. Мусоргский не ставил перед собой цели непременно сохранить хронологическую последовательность исторических событий. Из трех стрелецких бунтов он заимствовал для либретто различные эпизоды. Так, известно, что торжество и гибель князя Хованского происходили в период первого бунта стрельцов; ссылка князя Голицына взята из второго бунта; помилование стрельцов относится к событиям первого бунта, а массовые казни были в период второго и третьего бунтов. Гадание раскольницы Марфы и ссылка князя Голицына отделены друг от друга семью годами. В опере эти события следуют одно за другим. Отдельные исторические факты этого темного времени взяты автором не как последовательное и пунктуальное изложение событий, а как трагические и кровавые очаги в судьбе народа.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Князь Иван Хованский,вождь стрельцов
Князь Андрей Хованский,его сын
Князь Василий Голицын
Шакловитый,боярин
Досифей,глава раскольников
Марфа,раскольница
Подьячий
Эмма,девушка из слободы
Варсонофьев,приближенный Голицына
молодой боярин
стрелецы
Клеверт князя Голицына

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Симфоническое вступление "Рассвет на Москва - реке".

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Москва, раннее утро после кровавого погрома. Дозорные стрельцы похваляются, как они расправлялись с ненавистными боярами. В память об этом они воздвигли столб с именами казненных. Боярин Шакловитый диктует подьячему донос на своего врага - князя Ивана Хованского, помышляющего, якобы, захватить власть в Московском государстве. У столба останавливаются пришлые люди. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского. На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Сын Хованского, Андрей, преследуя Эмму - девушку из немецкой слободы, пытается овладеть ею. Сопротивление Эммы вызывает у Андрея ярость, и только вмешательство Марфы, прежней любовницы княжича, спасает девушку. Возвращается Иван Хованский в сопровождении стрельцов. Он велит стрельцам забрать понравившуюся ему Эмму. Между отцом и сыном вспыхивает ссора. Появление Досифея, главы раскольников, прекращает распрю.Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. А в Кремле колокол уже возвещает о начале великих прений "о вере святой" между староверами и никонианцами.

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Князь Голицын, фаворит царевны Софьи, сосредоточивший в своих руках нити государственной власти, полон сомнений. Будущее тревожит князя. Он просит раскольницу Марфу погадать ему. Марфа предсказывает опалу. Предсказание приводит в ужас суеверного князя, и он велит утопить Марфу. У Голицына собираются противники петровских реформ, между князьями Голицыным и Хованским возникает ссора. Ее прерывает Досифей, призывающий к единению в борьбе за спасение древнего уклада Руси. Внезапно возвращается Марфа, спасенная петровцами от рук убийцы, подосланного князем Голицыным. Входит боярин Шакловитый. Он сообщает, что Петр получил донос: "Хованские на царство покусились". Царь обозвал заговор "хованщиной" и велел сыскать заговорщиков. Заговорщики потрясены.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

В стрелецкую слободу на диспут о вере приходят раскольники. Среди них Марфа, тяжело переживающая измену князя Андрея. Досифей утешает ее и уводит из слободы. Появляется Шакловитый, чтобы разведать обстановку в стрелецком лагере. Мысли о будущем России заставляют его на время забыть о цели своего прихода. Голоса подвыпивших стрельцов вынуждают его скрыться. Стрельцы устраивают буйное веселье. Жены пытаются унять их, но только сообщение подьячего о нападении петровских солдат на стрелецкую слободу отрезвляет стрельцов. Они молят Хованского вести их на врага, однако, сам Хованский в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Отказавшись выступить со стрельцами против Петра, Хованский укрылся в своей подмосковной вотчине. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам и персидским рабыням развлечь его. Клеврет Голицына предупреждает Хованского об опасности и советует поберечься. Однако в своей вотчине князь ничего не боится. В разгар веселья появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его. Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.

КАРТИНА ПЯТАЯ.

Сбылось гадание Марфы: Голицына везут в ссылку. Марфа приносит Досифею весть о решении Великого церковного совета - уничтожить раскольников. Она также сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить... Он еще не знает о разгроме заговора. Раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь. Подавленный ужасным зрелищем, Андрей просит спасти его. Звучат трубы "потешных". На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение царя. Стрельцы потрясены.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

КАРТИНА ШЕСТАЯ.

Глухая ночь в скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск. Досифей ведет раскольников на костер, чтобы они не попали в руки петровских солдат. Изделека доносятся звуки труб. На костер приходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит с собой Андрея. Это ее венчание... Свет догорающего костра освещает лишь скорбные лица пришлых людей, свидетелей трагедии.

| вверх |


Пишите нам... © 1999-2003

[История]
[Композиторы]
[Тесты]
[Словарь]
[Архив]