Биографии композиторов

Кавос Катерино Альбертович

Кавос, Катерино Альбертович (1776-1842)- композитор, дирижер (Императорских театров), органист, вокальный педагог, сыгравший крупную роль в истории оперы в России.

Сын директора театра "Fenice" в Венеции. Кавос, уже в 12 лет написал кантату на прибытие в Венецию Леопольда II. В 14 лет получил место органиста церкви Святого Марка.

В 1797 г. вместе с итальянской оперной труппой Астарити прибыл в Петербург. Труппа вскоре была распущена, но Кавос поступил на службу Императорских театров, сначала композитором при французской труппе с обязанностью сочинять музыку к операм-водевилям. Из них оперы "Три брата горбуна" и "Три султанши" шли и в русском переводе; "Три брата горбуна" первая (1-е представление на русский язык) не выходила из репертуара 20 лет. С 1803 г. Кавос был назначен капельмейстером итальянской и русской оперы и, кроме того, получил место учителя пения в училище святой Екатерины. В 1811 г. он занял такое же место в Смольном монастыре.

Открыв свою оперную деятельность постановкой в 1803 г. комической оперы "Леста, Днепровская русалка" (переделка Краснопольского "Das Donauweibchen") с музыкой Кауэра и Давыдова, Кавос затем вместе с Давыдовым написал музыку на либретто Краснопольского же к продолжениям "Лесты" – второй (1804) и третьей части (1805) и уже один к четвертой части на либретто князя А. Шаховского, не сходившей с репертуара до 1832 г. и шедшей в последний раз в 1852-53 годах. Успех второй части "Лесты" вызвал ряд опер Кавоса на народные сюжеты: "Князь Невидимка" (либретто Лифанова). В 1806 г. поставлены еще оперы: "Любовная Почта" (князь А.  Шаховской) и "Беглец от своей невесты" (князь Шаховской); в 1807 г. – "Илья Богатырь" (либретто И.А. Крылова ), имевшая большой успех и дававшаяся еще в 1832-33 годах. Кроме того, Кавос сочинял (или вернее "аранжировал") музыку к балетам Дидло: "Зефир и Флора" (1808); "Амур и Психея" (1810); "Апис и Галатея" (1815); "Карлос и Розальба" (1817). Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками. К 1812 г. относится балет Кавоса "Любовь к отечеству", а также музыка к водевилю князя А. Шаховского "Казак-стихотворец", аранжированная из малороссийских песен (шел еще в 1852 г.). В 1813 г. Кавос сочинил музыку к антрактам и куплетам комедии "Мнимый Невидимка" (перевод с немецкого Шеллера), а в 1815 г. шла без успеха комедия князя Шаховского "Откупщик Бражкин" с антрактами и куплетами Кавоса. 19 октября 1815  г. шла впервые опера "Иван Сусанин" в 2-х действиях (текст князя Шаховского). В 1815 г. Кавос сочинил куплеты на возвращение русских войск из Франции. Куплеты эти ежегодно исполнялись на концертах в пользу инвалидов.

Дальнейшие сочинения Кавоса: "Вавилонские развалины" и "Добрыня Никитич" (1818), "Светлана" и "Жар-птица" (1822), неудачное либретто которой (Н. Языкова) помешало ее успеху. Последним крупным трудом Кавоса в опере была постановка "Жизни за Царя" Глинки в 1836 г. (несмотря на то, что его собственный "Иван Сусанин" должен был уступить место новой опере). В своей композиторской деятельности Кавос обнаружил талантливость, большие технические знания. Главное значение имеет широкая практическая деятельность Кавоса: капельмейстерская и вокально-педагогическая. Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нот. Кавос был одновременно и учителем, и репетитором, и режиссером, и капельмейстером. Многие оперные певицы и певцы вышли из школы Кавоса: Воробьева, Петрова, Сандунова, Самойлова, Семенова, Самойлов, Климовский, Злов, Петров.

Для русского оперного театра он сделал очень много и в первые 40 лет XIX века русская опера процветала только благодаря его неутомимым трудам и неослабевающей энергии.

Кавос отличался большою живостью, веселым, простым характером и добротой. Об этом свидетельствуют все его современники. П.А. Каратыгин, называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов; зачастую он помогал им своими деньгами. Каратыгин указывает, что Кавос, несмотря на то, что сам написал оперу на тот же сюжет, который послужил Глинке для его "Жизни за Царя", усердно и с любовью принялся разучивать оперу нового своего соперника и хлопотал о ней как о своей собственной. Сам M.И. Глинка подтверждал этот факт. Такие качества в характере Кавоса приобрели ему всеобщее уважение его современников, которые сохранили о нем самые лучшие воспоминания.