Проект "Орфей" - музыкальное образование и культура в сети Интернет.
XVIII век

В развитии русской музыкальной культуры нетрудно проследить несколько периодов. Каждый из них соответствует определенному этапу экономического и политического развития страны.

Собственно, аналогичный процесс можно проследить и в музыкальной истории других государств, хотя Россия дает нам несколько отличные примеры, что объясняется и ее особенностями.

Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития.

Представляется, что таланты, прежде рассыпанные во множестве по просторам России получили возможность развития и расцвета благодаря открытому при Петре I "окну в Европу". Кроме того, ведь это было время оживления внутренних связей, освоения новых отраслей науки и промышленности, развития транспортных сетей.

Раньше, "до Петра" для человека с музыкальным талантом почти не находилось применения - редко-редко становились известны выдающиеся создатели церковных роспевов - такие, как Федор Крестьянин и Савва Рогов (XVI век). Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Безымянными остались для нас многие поколения скоморохов, вложивших свой талант в формирование народной песни - она более всего впитала в себя все духовное богатство русского народа.

Развитие искусства на Руси "до Петра" вполне можно соотносить с искусством Средневековья в Европе - то же преобладание церковной тематики и гонение на мирские развлечения. Однако Русь задержалась на этом этапе, что становится понятно, если вспомнить историко-географические особенности нашей страны. Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование.

Есть сведения о том, что сам Петр I не проявлял интереса к развитию искусства, обнаруживал вкус только к церковному пению, мало находил удовольствия в операх и комедиях. Однако, этого от него и не требовалось. Перемены в культурной жизни следовали непосредственно за появлением различных новшеств - на обязательных у знати ассамблеях (балах) требовались музыканты для исполнения европейских танцев. Лицам дворянского звания предписывалось посещать концерты инструментальной капеллы. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте.

В Москве в 1702 году (за год до основания Птб.) был учрежден первый публичный театр в Комедийной храмине на Красной площади. В драматические спектакли этого театра включалось много арий, маршей и т.п. Указом 1711 года во всех пехотных полках были введены штатные духовые оркестры. В 1703 году по распоряжению Петра из Москвы в Птб. был переведен хор государевых певчих дьяков, реорганизованный в 1763 году в Придворную певческую капеллу. С 1721 года хор патриарших певчих дьяков стал называться Синодальным хором. Оба этих коллектива сыграли большую роль в развитии русской музыкальной культуры. Так, например, в Придворной певческой капелле были выучены и воспитаны М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, чьи произведения привлекают слушателей и исполнителей до наших дней.
А начиналась судьба двух этих музыкантов на Украине, в городе Глухове, где в 1738 году была открыта школа пения и инструментальной музыки.
В петровское время достиг полного расцвета блестящий стиль партесного концерта.

Победы русских войск вызвали к жизни новый жанр - панегерические канты - приветственные трехголосные гимны с ликующими трубными мелодиями и громкими созвучиями. Тематика кантов была обширной - любовно-лирические, пасторальные, шуточные, поздравительные канты появлялись во множестве. Они частично сохранились в рукописных сборниках, хотя до нас не дошло имя ни одного автора.

Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.

Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы.

Крепостные коллективы нередко выступали в столичных концертах с исполнением крупных произведений, этими кадрами пополнялись и казенные театральные труппы.

Великолепные таланты и блестящие выступления крепостных артистов не избавляли их от унижений и издевательств, обычных по отношению к людям зависимым.

Цивилизованная Европа в том же самом XVIII веке дает нам свидетельства того как И.С. Бах был вынужден менять место жительства и службы, спасаясь от произвола работодателей. А Ф.И. Гайдн жаловался, что он порой не знает, кто он - капельмейстер или камердинер. Семья Моцарта (отец - Леопольд и сын Вольфганг Амадей) немало претерпели от "рабства в Зальцбурге ". Российское крепостничество оставило немалый след в истории музыки. И это не только имена известных музыкантов, но и такая удивительная затея как роговая музыка. Так называли оркестр из охотничьих рогов. Каждый рог издавал только один звук. Музыканту давали один рог: иногда он попеременно пользовался двумя, реже тремя рогами. Он не исполнял ни одной мелодии, ни одного пассажа. Его задача заключалась в том, чтобы в нужный момент вставить свою единственную ноту в мелодию или аккорд, издав этот звук с должной силой и выдержав его полагающееся время. И такой оркестр исполнял не только аранжировки песен, но и крупные произведения, вплоть до симфоний Моцарта.
Невероятного напряжения и внимания требовала эта игра. Современники удивлялись стройности и красоте звучания этого сложного и мощного ансамбля. Первый роговой оркестр был создан в доме обер-егермейстера С.К. Нарышкина в Птб. в ходе упорядочения набора рогов, предназначавшихся для "охотничьей музыки". Чешский валторнист Ян Антонин Мареш сформировал этот оркестр в 1751 году тем самым способствовал распространению таких ансамблей по всей России.

Профессиональная музыка все больше использовала народную песню. Еще в 30-х годах итал. музыкант Луйджи Мадонис, служивший при Птб дворе, издал 12 скрипичных сонат, где были использованы подлинные темы русских крестьянских песен.

Все активные русские композиторы обрабатывают народные напевы в скрипичных и ф-ных вариациях. Особенное значение народные песни приобретают в русской комической опере, которая в "век Екатерины" становится ведущим музыкальным жанром.

Знакомство России с оперой состоялось в 30-е годы, в царствование Анны Иоановны. Сначала это были преимущественно интермедии в исполнении итальянских артистов, приглашенных в Москву, где в то время находился двор. В 1736 г. (есть источники, утверждающие, что в 1735 г.) в Птб впервые была показана большая опера "Сила любви и ненависти". Ее автор - композитор неаполитанской школы Франческо Арайя ( 1700-67 )- возглавлял в качестве капельмейстера придворную итальянскую оперную труппу в русской столице. 1743 г. на придворной сцене поставлена с пением и танцами старинная русская быль "Роза без шипов ".

1751 г. - тот же самый Ф. Арайя написал оперу " Титово милосердие " на русский оригинальный текст Ф.Г.Волкова.

В 1755 г. была поставлена первая опера на русский текст - "Цефал и Прокрис". Музыка - Ф.Фрайи, либретто - драматурга-классициста А.П.Сумарокова. Исполняли оперу молодые русские певцы, главным образом из малолетних певчих Придворной капеллы.

При постановках итальянских опер также привлекали русских солистов и хористов.

На русской сцене исполнялись самые известные европейские оперы и балеты. В 1756 г. в Птб. был основан Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. В этот же год поставлена одна из самых первых русских опер "Танюша или счастливая встреча", текст И.А. Дмитревского, музыка Ф.Г. Волкова.

  • 1759 г. - вышел сборник песен Г.Н. Теплова "Между делом безделье или собрание разных песен".
  • 1760 г. - в Академии художеств в Птб. открыты музыкальные классы.
  • 1766 г. - С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.

Многочисленные итальянские труппы представляли мифологические оперы и оперы-буффа. Успехом пользовались и спектакли придворного французского театра комической оперы. Приезжали немецкие и английские оперные труппы. Наряду с казенными театрами существовали частные антрепризы.

В России работали многие крупные певцы, дирижеры, композиторы, мастера балета. В качестве придворных капельмейстеров и композиторов служили такие прославленные итальянские музыканты, как Галуппи, Паизиелло, Чимароза. Долгие года работали на русской сцене видные балетмейстеры - австриец Хильфердинг, итальянец Анджолини, француз Шарль Лепик. Среди художников-декораторов - К. Галли Биббиена, Дж. Валериани, П. Гонзага.
С 70-х гг. развертывается деятельность русских композиторов. Они учились у иностранных педагогов профессиональному мастерству, стремились к выработке самостоятельного стиля во всех жанрах.

Народная песня стала основой национальной композиторской школы. На оперную сцену России 70-х гг. XVIII в. входят новые персонажи - мужики, дворовые, купцы.

В создании русск. комич. оперы большую роль сыграли литераторы. Так, в 1772 г. в Царском Селе была поставлена опера "Анюта", текст которой создан писателем и собирателем народных песен М.И. Поповым. Музыка оперы не сохранилась и имя композитора осталось неизвестным.

Литератор А.О. Аблесимов написал оперу "Мельник, колдун, обманщик и сват". Скрипач Михаил Матвеевич Соколовский подобрал и аранжировал для оперы народные мелодии. Музыка "Мельника" дошла до нас только в позднейшей обработке, авторство которой не установлено.

Драматург Я.Б. Княжнин выступил с рядом комических опер: "Несчастье от кареты", "Скупой", "Сбитенщик". Для сочинения музыки к первым двум операм он привлек скрипача и дирижера бального оркестра В.А. Пашкевича, к третьей - одного из иностранцев, работавших в России.

Либретто оперы "Санктпетербургский гостиный двор" написал драматург М.А. Матинский. Он же сочинил музыку. Эта опера неизвестна нам в ее первоначальном виде. Текст ее позднее был переработан автором, а музыка переделана композитором Пашкевичем. Опера получила новое название "Как поживешь, так и прослывешь".

В 1779 г. в Москве поставлен "Мельник" - Эта дата считается началом русской национальной оперы. В том же году в Петербургском Вольном театре состоялась премьера оперы "Как поживешь, так и прослывешь". В то же время появлялись спектакли, в создании которых поучаствовала сама Екатерина Вторая. С помощью секретаря она сочиняла либретто, а музыку поручали иностранцам - капельмейстерам (Мартин, Сорти, Каноббио), а также русским композиторам (Пашкевич, Фомин). Так появилась сказочная опера "Февей", бытовая опера "Федул с детьми" и драматическая пьеса с музыкой трех композиторов "Начальное управление Олега ".

Над всеми мастерами ранней русской комической оперы возвышался Е.И. Фомин. Первоклассный музыкант, он получил образование в музыкальных классах Академии художеств и затем совершенствовался в Италии. В Болонье он был удостоен звания члена Филармонической академии.

Небольшая комическая опера Фомина "Ямщики на подставе" (т.е. на почтовой станции) вся основана на хоровых народных песнях, обработанных композитором. Либретто составил Н.А. Львов. Позднее он включил использованные в опере песни в сборник русских народных песен подготовленный им в сотрудничестве с И. Прачем.

Известна опера Фомина "Американцы" на либретто драматурга и баснописца И.А. Крылова. Участвовал Фомин и в написании оперы " Новгородский богатырь Боеславич" на текст императрицы. Самым величественным памятником русского музыкального театра XVIII в. стала трагическая мелодрама Фомина "Орфей и Эвридика" (1792) - произведение захватывающей силы выражения и прекрасного художественного мастерства. В развитии комической оперы внес вклад Д.С. Бортнянский. Еще во время своего пребывания в Италии (1769-1779) композитор создал три оперы-сериа, поставленные в Венеции и Модене. По возвращении в Россию Бортнянский обратился к франц. лирико-комедийному жанру. Силами великосветских любителей в летних резиденциях наследника престола Павла в Гатчине и Павловске были исполнены три изящные и мелодические оперы Бортнянского на франц. тексты.

Один из наиболее любимых видов муз. искусства в конце XVIII и первой половине XIX в.- романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную форму. Исполнялись эти "песенные романсы" под аккомпанимент фортепиано, арфы или гитары. Лучшие из романсов распространялись устно, свбодно варьировались и постепенно превращались в народнве песни. Так было с песней- романсом Дубянского "Стонет сизый голубочек", с "Красным сарафаном" Варламова. Важную роль в развитии русского романся сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и в творчестве композиторов-классиков.

| вверх |


Пишите нам... © 1999-2003
[История]
[Композиторы]
[Тесты]
[Словарь]
[Архив]