История развития русской музыки

С IX по XVII в.

Русский народ (как и любой другой) издревле богат музыкальной культурой, истоки которй надо искать у древних восточных славян. Из века в век накапливались и развивались те богатства, которые сделали возможным высокий подъем муз. культуры в XIX-XX веках. В глубокой древности возникли трудовые и обрядовые песни, былины и исторические песни.

Трудовые, обрядовые и исторические песни отразили основные занятия народа, верования и обычаи тех времен, историч. события различных эпох.

Веснянка(весенняя закличка)
Ой, кулики жаворонушки, 
Прилетайте к нам в одонушки.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко.

Песня про татарский полон.

Как за речкою, да за Дарьею,
Злы татарове дуван дуванили.
На дуваньице доставалася,
Доставалася теща зятю.

Былины – жанр русских эпических песен сказаний. Название былины появилось лишь в XIX в., в народе их называли "стари'ны" или богатырские песни. Повествуют о значительных событиях далекого прошлого, отличаются монументальностью худ. образов. Былина о Добрыне Никитиче.

Что не белая береза к земле клонится,
не шелковая трава приклоняется.
То сын перед матерью поклоняется.
Кланялся Добрынюшка родной матушке:
"Ты благослови меня, родная матушка,
Ехать в дальние орды, во немирные!".

Профессиональная музыка в России начинается с бесписьменного творчества сказителей времен Киевской и Новгородской Руси и с первых шагов письменного музыкального искусства, связанного с церковным пением. Древнейшая церковная музыка называлась "знаменной" или "крюковой", она была одноголосной. "Крюки" – знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации чёрточек, запятых, точек; имеют византийское происхождение. Указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты. Запись помогала вспомнить знакомый напев, однако по ней нельзя было спеть незнакомую мелодию. С конца XVI столетия в русской музыке в рамках знаменного пения все шире развивается культура многоголосья.

В конце XVII века сложился и развивался новый вид многоголосья – так называемое "партéсное" пение. Свое наивысшее выражение партесный стиль получил в форме хорового концерта. Наиболее известны концерты Николая Калашникова (конец XVII-начало XVIII в), М.С. Березовского (1745-1777), Д.С. Бортнянского.
Прослушайте пример знаменного пения - Херувимская знаменная.