История развития русской музыки

Первая половина XIX в.

Первая половина XIX века - начало классической эпохи русской музыки. Меняется жизнь в стране: растут большие города, развивается промышленность и торговля, построена первая железная дорога. Музыка развивается не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах, в помещичьих усадьбах, деревнях.

Народная песня этой эпохи имела три разновидности: крестьянскую, городскую и солдатскую. Наряду с народной муз. культурой значительно изменилась и обновилась профессиональная и любительская. Широкое распространение получило домашнее музицирование. Объединения любителей музыки собирались чтобы исполнить песни, романсы, фортепианные пьесы, квартеты, а иногда и симфонич. произведения.

В 1802 году в Птб. возникла первая постоянная концертная организация - Филармоническое общество. Значительную роль в муз. жизни играли симф. оркестры из крепостных музыкантов, существовавшие в мноих помещечьих усадьбах. Иностранцы отмечали, что где-нибудь в глуши, в имении какого-нибудь помещика можно встретить оркестр, лучший чем в самых блестящих европейских столицах.

Активно развивается в это время русский музыкальный театр, зарождается русская музыкальная критика и публицистика. Ведущее место заняли жанры оперы и романса, что объясняется связью их с самым передовым видом искусства той эпохи - литературой.

Одним из самых распростаненных вокальных жанров наряду с лирическим романсом в первой половине XIX века становится так называемая "русская песня", возникшая как подражание народной музыке.

Развитие бытовой романсовой лирику сыгало важную роль в формировании русского национального муз. стиля. Интонации бытового романса широко проникали в оперу и инструментальную музыку первой половины XIX века.

Оперное искусство не ограничивается жанром комической оперы. Оно обогащается драматическими и героическими сюжетами, в чем отражается патриотический подъем периода Отечественной войны 1812 года. Самым ранним произведением подобного рода была опера "Иван Сусанин" Кавóса, написанная в 1815 году. Получает распространение волшебная, сказочно-фантастическая опера. ("Русалка" Кауэра, "Леста-днепровская русалка" Кауэра, Кавоса и С. Давыдова).

Развитие героико-патриотической и сказочно-романтической тематики подготавливало высшие достижения того времени в области оперного искусства- оперы М.И.  Глинки и А.С. Даргомыжского.

В этот же период в России расцветало и балетное искусство. Музыку к балетам писали Кавос, композиторы А. и С. Титовы на мифологические, сказочные и комические сюжеты ("Кавказский пленник" К. Кавоса, "Руслан и Людмила" Ф. Шольца). Хореография развивалась благодаря деятельности крупнейшего балетмейстра эпохи - Шарля Дидло.

Помимо оперы и балета музыка использовалась в драматических спектаклях (музыка Глинки к "Князю Холмскому" Кукольника, Варламова - "Гамлету" Шекспира). Излюбленным театральным жанром с музыкой был в то время был также водевиль.

В первой половине XIX века идет процесс формирования национальных исполнительских кадров. В 1803 году создана первая русская оперная труппа, однако актеры занимаются и драмой, и оперой, и балетом. Окончательный раздел и специализация происходит в 1836 году. К этому времени выдвигаются талантливые оперные артисты О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, С.С. Гулак-Артемовский, Д.М. Леонова. В балете выделились А. Истомина (воспетая А.С. Пушкиным), Е. Колосова, Е. Андреянова.