История развития русской музыки

XVIII в.

1 2 3 4

Многочисленные итальянские труппы представляли мифологические оперы и оперы-буффа. Успехом пользовались и спектакли придворного французского театра комической оперы. Приезжали немецкие и английские оперные труппы. Наряду с казенными театрами существовали частные антрепризы.

В России работали многие крупные певцы, дирижеры, композиторы, мастера балета. В качестве придворных капельмейстеров и композиторов служили такие прославленные итальянские музыканты, как Галуппи, Паизиелло, Чимароза. Долгие года работали на русской сцене видные балетмейстеры - австриец Хильфердинг, итальянец Анджолини, француз Шарль Лепик. Среди художников-декораторов - К. Галли Биббиена, Дж. Валериани, П. Гонзага.
С 70-х гг. развертывается деятельность русских композиторов. Они учились у иностранных педагогов профессиональному мастерству, стремились к выработке самостоятельного стиля во всех жанрах.

Народная песня стала основой национальной композиторской школы. На оперную сцену России 70-х гг. XVIII в. входят новые персонажи - мужики, дворовые, купцы.

В создании русск. комич. оперы большую роль сыграли литераторы. Так, в 1772 г. в Царском Селе была поставлена опера "Анюта", текст которой создан писателем и собирателем народных песен М.И. Поповым. Музыка оперы не сохранилась и имя композитора осталось неизвестным.

Литератор А.О. Аблесимов написал оперу "Мельник, колдун, обманщик и сват". Скрипач Михаил Матвеевич Соколовский подобрал и аранжировал для оперы народные мелодии. Музыка "Мельника" дошла до нас только в позднейшей обработке, авторство которой не установлено.

Драматург Я.Б. Княжнин выступил с рядом комических опер: "Несчастье от кареты", "Скупой", "Сбитенщик". Для сочинения музыки к первым двум операм он привлек скрипача и дирижера бального оркестра В.А. Пашкевича, к третьей - одного из иностранцев, работавших в России.

Либретто оперы "Санктпетербургский гостиный двор" написал драматург М.А. Матинский. Он же сочинил музыку. Эта опера неизвестна нам в ее первоначальном виде. Текст ее позднее был переработан автором, а музыка переделана композитором Пашкевичем. Опера получила новое название "Как поживешь, так и прослывешь".

В 1779 г. в Москве поставлен "Мельник" - Эта дата считается началом русской национальной оперы. В том же году в Петербургском Вольном театре состоялась премьера оперы "Как поживешь, так и прослывешь". В то же время появлялись спектакли, в создании которых поучаствовала сама Екатерина Вторая. С помощью секретаря она сочиняла либретто, а музыку поручали иностранцам - капельмейстерам (Мартин, Сорти, Каноббио), а также русским композиторам (Пашкевич, Фомин). Так появилась сказочная опера "Февей", бытовая опера "Федул с детьми" и драматическая пьеса с музыкой трех композиторов "Начальное управление Олега ".

Над всеми мастерами ранней русской комической оперы возвышался Е.И. Фомин. Первоклассный музыкант, он получил образование в музыкальных классах Академии художеств и затем совершенствовался в Италии. В Болонье он был удостоен звания члена Филармонической академии.

Небольшая комическая опера Фомина "Ямщики на подставе" (т.е. на почтовой станции) вся основана на хоровых народных песнях, обработанных композитором. Либретто составил Н.А. Львов. Позднее он включил использованные в опере песни в сборник русских народных песен подготовленный им в сотрудничестве с И. Прачем.

Известна опера Фомина "Американцы" на либретто драматурга и баснописца И.А. Крылова. Участвовал Фомин и в написании оперы " Новгородский богатырь Боеславич" на текст императрицы. Самым величественным памятником русского музыкального театра XVIII в. стала трагическая мелодрама Фомина "Орфей и Эвридика" (1792) - произведение захватывающей силы выражения и прекрасного художественного мастерства. В развитии комической оперы внес вклад Д.С. Бортнянский. Еще во время своего пребывания в Италии (1769-1779) композитор создал три оперы-сериа, поставленные в Венеции и Модене. По возвращении в Россию Бортнянский обратился к франц. лирико-комедийному жанру. Силами великосветских любителей в летних резиденциях наследника престола Павла в Гатчине и Павловске были исполнены три изящные и мелодические оперы Бортнянского на франц. тексты.

Один из наиболее любимых видов муз. искусства в конце XVIII и первой половине XIX в.- романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную форму. Исполнялись эти "песенные романсы" под аккомпанимент фортепиано, арфы или гитары. Лучшие из романсов распространялись устно, свбодно варьировались и постепенно превращались в народнве песни. Так было с песней-романсом Дубянского "Стонет сизый голубочек", с "Красным сарафаном" Варламова. Важную роль в развитии русского романся сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и в творчестве композиторов-классиков.

1 2 3 4