История развития русской музыки

XVIII в.

1 2 3 4

Цивилизованная Европа в том же самом XVIII веке дает нам свидетельства того как И.С. Бах был вынужден менять место жительства и службы, спасаясь от произвола работодателей. А Ф.И. Гайдн жаловался, что он порой не знает, кто он - капельмейстер или камердинер. Семья Моцарта (отец - Леопольд и сын Вольфганг Амадей) немало претерпели от "рабства в Зальцбурге". Российское крепостничество оставило немалый след в истории музыки. И это не только имена известных музыкантов, но и такая удивительная затея как роговая музыка. Так называли оркестр из охотничьих рогов. Каждый рог издавал только один звук. Музыканту давали один рог: иногда он попеременно пользовался двумя, реже тремя рогами. Он не исполнял ни одной мелодии, ни одного пассажа. Его задача заключалась в том, чтобы в нужный момент вставить свою единственную ноту в мелодию или аккорд, издав этот звук с должной силой и выдержав его полагающееся время. И такой оркестр исполнял не только аранжировки песен, но и крупные произведения, вплоть до симфоний Моцарта.
Невероятного напряжения и внимания требовала эта игра. Современники удивлялись стройности и красоте звучания этого сложного и мощного ансамбля. Первый роговой оркестр был создан в доме обер-егермейстера С.К. Нарышкина в Птб. в ходе упорядочения набора рогов, предназначавшихся для "охотничьей музыки". Чешский валторнист Ян Антонин Мареш сформировал этот оркестр в 1751 году тем самым способствовал распространению таких ансамблей по всей России.

Профессиональная музыка все больше использовала народную песню. Еще в 30-х годах итал. музыкант Луйджи Мадонис, служивший при Птб дворе, издал 12 скрипичных сонат, где были использованы подлинные темы русских крестьянских песен.

Все активные русские композиторы обрабатывают народные напевы в скрипичных и ф-ных вариациях. Особенное значение народные песни приобретают в русской комической опере, которая в "век Екатерины" становится ведущим музыкальным жанром.

Знакомство России с оперой состоялось в 30-е годы, в царствование Анны Иоановны. Сначала это были преимущественно интермедии в исполнении итальянских артистов, приглашенных в Москву, где в то время находился двор. В 1736 г. (есть источники, утверждающие, что в 1735 г.) в Птб впервые была показана большая опера "Сила любви и ненависти". Ее автор - композитор неаполитанской школы Франческо Арайя (1700-67) - возглавлял в качестве капельмейстера придворную итальянскую оперную труппу в русской столице. 1743 г. на придворной сцене поставлена с пением и танцами старинная русская быль "Роза без шипов ".

1751 г. - тот же самый Ф. Арайя написал оперу "Титово милосердие" на русский оригинальный текст Ф.Г. Волкова.

В 1755 г. была поставлена первая опера на русский текст - "Цефал и Прокрис". Музыка - Ф. Фрайи, либретто - драматурга-классициста А.П. Сумарокова. Исполняли оперу молодые русские певцы, главным образом из малолетних певчих Придворной капеллы.

При постановках итальянских опер также привлекали русских солистов и хористов.

На русской сцене исполнялись самые известные европейские оперы и балеты. В 1756 г. в Птб. был основан Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. В этот же год поставлена одна из самых первых русских опер "Танюша или счастливая встреча", текст И.А. Дмитревского, музыка Ф.Г. Волкова.

  • 1759 г. - вышел сборник песен Г.Н. Теплова "Между делом безделье или собрание разных песен".
  • 1760 г. - в Академии художеств в Птб. открыты музыкальные классы.
  • 1766 г. - С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.

1 2 3 4