История развития русской музыки

XVIII в.

1 2 3 4

В развитии русской музыкальной культуры нетрудно проследить несколько периодов. Каждый из них соответствует определенному этапу экономического и политического развития страны.

Собственно, аналогичный процесс можно проследить и в музыкальной истории других государств, хотя Россия дает нам несколько отличные примеры, что объясняется и ее особенностями.

Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития.

Представляется, что таланты, прежде рассыпанные во множестве по просторам России получили возможность развития и расцвета благодаря открытому при Петре I "окну в Европу". Кроме того, ведь это было время оживления внутренних связей, освоения новых отраслей науки и промышленности, развития транспортных сетей.

Раньше, "до Петра" для человека с музыкальным талантом почти не находилось применения - редко-редко становились известны выдающиеся создатели церковных роспевов - такие, как Федор Крестьянин и Савва Рогов (XVI век). Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Безымянными остались для нас многие поколения скоморохов, вложивших свой талант в формирование народной песни - она более всего впитала в себя все духовное богатство русского народа.

Развитие искусства на Руси "до Петра" вполне можно соотносить с искусством Средневековья в Европе - то же преобладание церковной тематики и гонение на мирские развлечения. Однако Русь задержалась на этом этапе, что становится понятно, если вспомнить историко-географические особенности нашей страны. Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование.

Есть сведения о том, что сам Петр I не проявлял интереса к развитию искусства, обнаруживал вкус только к церковному пению, мало находил удовольствия в операх и комедиях. Однако, этого от него и не требовалось. Перемены в культурной жизни следовали непосредственно за появлением различных новшеств - на обязательных у знати ассамблеях (балах) требовались музыканты для исполнения европейских танцев. Лицам дворянского звания предписывалось посещать концерты инструментальной капеллы. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте.

1 2 3 4