Биографии композиторов

Бородин Александр Порфирьевич

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887).
Домашнее образование: несколько языков, владение фортепиано, флейтой, виолончелью.

Два увлечения - две профессии: химия и музыка.
В 1856 г. окончил Петербургскую Медико-Хирургическую академию, в 1858 - степень доктора медицины. Специализировался по химии.

Занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был профессором Медико-хирургической академии, академиком, известным в Европе ученым экспериментатором, автором более 40 научных трудов.
Всегда много занимался музыкой. Будучи студентом посещал любительские кружки, играл в ансамблях. Писал романсы, фортепианные пьесы, камерные ансамбли. Уже в ранних произведениях проявилась связь с творчеством М.И. Глинки, мелодические интонации народных песен и романсов, проступали черты национально-эпического "богатырского" стиля Бородина.

Осенью 1862 г. Бородин познакомился с М.А. Балакиревым, стал членом "Могучей кучки". В это время окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя Глинки, горячего приверженца русской национальной школы в музыке,

определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Последователь эстетики А.С. Пушкина и М.И. Глинки, Бородин воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, с верой в могущество человека, в торжество разума и красоты.
Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, Бородин обращался к прошлому - к народному героическому эпосу, к русской истории.
С эпосом у Бородина гармонически сочетается лирика - наполненная теплом, трепещущая и страстная.

С миром русских образов в творчестве Бородина соседствует яркий и полнокровный мир Востока.

Для стиля Бородина характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Гармония отличается насыщенностью, красочностью, необычным строением аккордов, предвосхищая К. Дебюсси и И.Ф. Стравинского.

Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" (завершена Н.А.  Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым, 1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор соединил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей.

Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его 2-я симфония получила название "Богатырская" (1876) и стала вершиной русского эпического симфонизма.

Известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы.
Еще при жизни Бородина его произведения были известны и пользовались в России и за рубежом.

После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов.