Проект "Орфей" - музыкальное образование и культура в сети Интернет.

Балакирев, Милий Алексеевич(1836-1910) - знаменитый русский музыкант, создаший новую русскую музыкальную школу. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте. Музыкальные способности обнаружились еще в раннем детстве; мать учила его игре на фортепиано, а в десять лет привезла его в Москву к А.Н. Дюбюку. Вторым руководителем в музыкальных занятиях Б. был Карл Эйзерих. В Казанском университете, на математическом факультете, Б. пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Б. написаны: фортепианная фантазия на мотивы из "Жизни за Царя", первый романс: "Ты пленительной неги полна" (1855) и концертное Allegro.

В 1855 году он приехал в С.-Петербург. Решающее значение имело знакомство с Глинкой, который, услышав фантазию на темы из "Жизни за Царя" в исполнении автора и познакомившись с его концертным Allegro, признал виртуозный и композиторский талант Б. 12 февраля 1856 года Б. блестяще дебютировал в С.-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll), так и оставшимся в рукописи по смерти Б. Оркестром управлял Карл Шуберт. В 1858 - 59 годах им написаны и изданы 14 романсов, представляющие, вместе с лучшими романсами Глинки и Даргомыжского, большой шаг вперед в русской вокальной музыке по характерности и выразительности вокальной партии, в полном соответствии с текстом. В свою очередь, Б. и его кружок вдохнули новые силы в творчество Даргомыжского, создавшего, в последние годы своей жизни, "Каменного Гостя". Одновременно с романсами Б. сочинил "Увертюру на три русские темы" (1857 - 59), в которой впервые проявился балакиревский стиль в обработке русских народных песен, и музыку к "Королю Лиру" Шекспира ("Увертюра", "Шествие", антракты), законченную к 1860 году.

Большое значение для истории русской музыки имело знакомство Б. с молодыми музыкантами Ц.А. Кюи (в 1856 году), М.П. Мусоргским (в 1857 году), Н.А. Римским-Корсаковым и А.П. Бородиным, а также с В.В. Стасовым. Более опытный музыкант, чем его товарищи, начитанный в музыкальной литературе, обладавший уже большими практическими знаниями, необыкновенной музыкальной памятью, Б. стал главой кружка, получившего название "балакиревского", "могучей кучки", "новой русской музыкальной школы" или "кучкистов". Влияние Б. на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их произведениях, но и дальнейшие имеют общие черты школы Б. Вместе с Г.И. Ломакиным Б. основал в 1862 году Бесплатную Музыкальную Школу, (на первых же порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек) и подготовлявшую из учащихся хор для концертов, которые должны были знакомить публику с выдающимися произведениями русским авторов, начиная с Глинки, и зарубежных - Берлиоза, Шумана, Листа и других, тогда в России еще не известных. Члены кружка получали возможность слышать свои произведения в оркестре а, соответственно знать, как их замыслы осуществляются на практике. "Могучая кучка" конфликтовала с тенденциями основанного А. Рубинштейном "Русского Музыкального Общества". В начале 60-х годов Б. неоднократно ездил по Волге и на Кавказ. Издал свой знаменитый сборник 40 русских народных песен, ставший прототипом для их художественной обработки и послуживший тематическим материалом для сочинений многих русских композиторов, в том числе и самого Б. На Кавказе Б. сделал много эскизов и задумал некоторые свои произведения: фортепианный концерт (Es-dur), две первые части которого закончены лишь за несколько месяцев до смерти (финал на темы Б. по его плану и указаниям закончен С.М. Ляпуновым, и весь концерт издан в 1911 году), и симфоническую поэму "Тамара", написанную лишь в 1882 - 84 годах. Как эскиз к "Тамаре" была написана в 1869 году ничего общего не имеющая с ней по темам восточная фантазия "Исламей", требующая виртуозной техники исполнения фортепианная пьеса - яркая звуковая картина живой, страстной до необузданности восточной пляски. Это сочинение получило сразу широкую известность у нас и за границей благодаря пропаганде Ф. Листа. К тому же периоду относится вторая увертюра на русские темы, написанная по поводу празднования в 1862 году тысячелетия России, названная сначала "1000 лет", но потом переделанная и переименованная в симфоническую поэму "Русь". В этом глубоко поэтическом произведении явственно выразились славянофильские тенденции Б. так же, как и в "Чешской увертюре" (1866 год). Значение Б. сильно поднялось после успешной постановки в Праге, под его управлением (1867), "Руслана" Глинки. В том же году, когда А. Рубинштейн уехал надолго за границу, Б. был приглашен дирижировать концертами "Русского Музыкального Общества". Дирижирование Б. прекратилось через два года (резкоие расхождения во взглядах с РМО). Со следующего сезона Б. увеличил число концертов Бесплатной Музыкальной Школы, но долго конкурировать с Русским Музыкальным Обществом не смог.. В 1872 году последний из объявленных концертов не мог уже состояться. Огорченный Балакирев в 1874 году оставил школу; директором ее был избран Римский- Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде. Удрученный Б. был близок к самоубийству. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестер, оставшихся после смерти отца (1869) на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, ранее им отрицаемые.

Возвращение к музыкальной деятельности началось у Б. с редактирования издания партитур опер Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан", имевшихся до того времени лишь в рукописных списках. В 1881 году Б. снова делается директором Бесплатной Музыкальной Школы и до последнего года жизни остается в ней. Первый концерт Бесплатной Музыкальной Школы в 1881 году прошел при шумных овациях. В 1881 - 83 годы сочинена симфоническая поэма "Тамара". В 1883 году по рекомендации своего друга, Т.И. Филиппова, Б. занял пост управляющего придворной певческой капеллой. Он улучшил преподавание научных предметов, организовал, с помощью приглашенного им в помощники Римского- Корсакова, оркестровый класс, усовершенствовал хоровое исполнение. При нем отстроено новое здание капеллы. В этот период Б. почти не сочинял. С оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, Б. всецело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто в Петербурге. От общественной деятельности он почти отказался. Ему принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, в Желязовой Воле. Он принимал участие в комиссии по постановке памятника Глинке в Петербурге и написал для этого случая кантату, исполненную на торжестве открытия памятника. К последнему, очень плодотворному, периоду творчества Б. относятся две симфонии (c- dur и d-moll), оркестровка фортепианных пьес Шопена, сведенных в сюиту, окончательная редакция прежних сочинений. Для фортепиано: концерт (Es-dur), соната (b-moll), сюита в 4 руки и свыше 20 отдельных пьес, в том числе 3 мазурки (с прежними всего 7), 7 вальсов, 2 скерцо (всего 3), 3 ноктюрна. Для пения с фортепиано - 22 романса (из них 2 посмертных, а с прежними всего 45). Другие его рфботы: второй сборник русских народных песен, изданных, кроме того, в виде пьес в 4 руки; переложения - квартета Бетховена для двух фортепиано, каватины из квартета Бетховена (ор. 130), вступления ко второй части "La suite en Egypte" Берлиоза, "Испанских увертюр", "Камаринской", романсов "Жаворонок" и "Не говори" - Глинки, романса из концерта Шопена - для одного фортепиано, симфонии "Harold en Italie" Берлиоза (по желанию автора) для фортепиано в 4 руки. Духовные сочинения Б.: "Свыше пророцы", "Да возрадуется душа твоя", "Со святыми упокой", "Христос воскресе". Переложения: "Херувимская", "Да молчит всякая плоть", "Достойно есть". Как пианист, Б. обладал первоклассной техникой, его интерпретация поражала своеобразной концепцией целого, вносившей в хорошо понимаемые творцом-исполнителем замыслы автора нечто свое.С наибольшей силой и яркостью композиторский талант Б. проявился в симфонической музыке. Его первая симфония (c-dur) - одна из грандиознейших по своим размерам и по широте замысла. В музыке к "Королю Лиру" великолепные характеристики действующих лиц, яркая выразительность в изображении отдельных моментов драмы показывают, что талант Балакирев мог бы сказать свое слово и в форме оперы.

| вверх |


Пишите нам... © 1999-2003
[История]
[Композиторы]
[Тесты]
[Словарь]
[Архив]